Множественное число имён существительных (трудные случаи). Родительный падеж множественного числа существительных Образуйте форму род п мн ч существительных
1. Список слов с нормативным окончание -Ы (-И) в именительном падеже множественного числа:
Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. |
бухгалтер | бухгалтеры |
возраст | возрасты |
выговор | выговоры |
грифель | грифели |
диспетчер | диспетчеры |
договор | договоры |
драйвер | драйверы |
инженер | инженеры |
инструктор | инструкторы |
инспектор | инспекторы |
компрессор | компрессоры |
конструктор | конструкторы |
контейнер | контейнеры |
корректор | корректоры |
лекарь | лекари |
месяц | месяцы |
плеер | плееры |
полис | полисы |
порт | порты |
почерк | почерки |
прожектор | прожекторы |
пудель | пудели |
редактор | редакторы |
ректор | ректоры |
свитер | свитеры |
склад | склады |
слесарь | слесари |
слог | слоги |
снайпер | снайперы |
столяр | столяры |
табель | табели |
токарь | токари |
торт | торты |
трактор | тракторы |
тренер | тренеры |
флигель | флигели |
фронт | фронты |
шофёр | шофёры |
2. Список слов с нормативным окончание -А (-Я) в именительном падеже множественного числа
Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. |
адрес | адреса |
вексель | векселя |
ворох | вороха |
директор | директора |
доктор | доктора |
катер | катера |
китель | кителя |
колокол | колокола |
кузов | кузова |
купол | купола |
кучер | кучера |
окорок | окорока |
округ | округа |
ордер | ордера |
паспорт | паспорта |
повар | повара |
погреб | погреба |
профессор | профессора |
пояс | пояса |
сорт | сорта |
стог | стога |
сторож | сторожа |
тенор | тенора |
терем | терема |
тополь | тополя |
фельдшер | фельдшера |
флюгер | флюгера |
хутор | хутора |
штабель | штабеля |
штемпель | штемпеля |
якорь | якоря |
Примечание:
1) Необходимо запомнить следующие формы:
КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)
ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)
МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)
ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)
ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)
ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)
ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА (иконы)
ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)
ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)
ДНО - ДОНЬЯ
КУРИЦА - КУРЫ
ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ
РЕБЕНОК - ДЕТИ
ПОЛЕНО - ПОЛЕНЬЯ
СУДНО - СУДА
Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.
Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:
Знает наша детвора:
В вузе есть профессор А!
Провели переговоры -
Заключили договоры.
2, Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
АБРИКОСЫ | АБРИКОСОВ |
АНАНАСЫ | АНАНАСОВ |
АПЕЛЬСИНЫ | АПЕЛЬСИНОВ |
БАКЛАЖАНЫ | БАКЛАЖАНОВ |
БАНАНЫ | БАНАНОВ |
ГРАНАТЫ | ГРАНАТОВ |
ЛИМОНЫ | ЛИМОНОВ |
МАНДАРИНЫ | МАНДАРИНОВ |
ПАТИССОНЫ | ПАТИССОНОВ |
ПОМИДОРЫ | ПОМИДОРОВ |
ТОМАТЫ | ТОМАТОВ |
2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
БАХИЛЫ (обувь) | БАХИЛ |
БОТИНКИ | БОТИНОК |
БУТСЫ | БУТС |
БРЮКИ | БРЮК |
ВАЛЕНКИ | ВАЛЕНОК |
ГЕТРЫ | ГЕТР |
КАЛЬСОНЫ | КАЛЬСОН |
КАСТАНЬЕТЫ | КАСТАНЬЕТ |
КРОССОВКИ | КРОССОВОК |
МОКАСИНЫ | МОКАСИН |
ПАНТАЛОНЫ | ПАНТАЛОН |
ПОГОНЫ | ПОГОН |
САПОГИ | САПОГ |
ТАПКИ | ТАПОК |
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ |
ЧУЛКИ | ЧУЛОК |
ШАРОВАРЫ | ШАРОВАР |
ШОРТЫ | ШОРТ |
ЭПОЛЕТЫ | ЭПОЛЕТ |
Примечание:
Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём - приём облегчённого запоминания:
НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;
ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.
Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.
Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:
Я оставил ей в залог
Пару модненьких чулок
И уехал сразу в Псков
С ящиком цветных носкОВ .
3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АРМЯНЕ | АРМЯН |
БАШКИРЫ | БАШКИР |
БОЛГАРЫ | БОЛГАР |
БУРЯТЫ | БУРЯТ |
ГРУЗИНЫ | ГРУЗИН |
ЛЕЗГИНЫ | ЛЕЗГИН |
ОСЕТИНЫ | ОСЕТИН |
РУМЫНЫ | РУМЫН |
ТАТАРЫ | ТАТАР |
ТУРКИ | ТУРОК |
ТУРКМЕНЫ | ТУРКМЕН |
ЦЫГАНЕ | ЦЫГАН |
4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) | Родительный падеж множественного числа (-ИЙ) |
БЕГУНЬЯ | БЕГУНИЙ |
ГНЕЗДОВЬЕ | ГНЕЗДОВИЙ |
ЗАПЯСТЬЕ | ЗАПЯСТИЙ |
КУШАНЬЕ | КУШАНИЙ |
НАДГРОБЬЕ | НАДГРОБИЙ |
ОЖЕРЕЛЬЕ | ОЖЕРЕЛИЙ |
ОЛАДЬЯ | ОЛАДИЙ |
ОТРОДЬЕ | ОТРОДИЙ |
ПЕЧЕНЬЕ | ПЕЧЕНИЙ |
ПЛЯСУНЬЯ | ПЛЯСУНИЙ |
ПОБЕРЕЖЬЕ | ПОБЕРЕЖИЙ |
ПОВЕРЬЕ | ПОВЕРИЙ |
ПОДЗЕМЕЛЬЕ | ПОДЗЕМЕЛИЙ |
СИДЕНЬЕ | СИДЕНИЙ |
СОЛЕНЬЕ | СОЛЕНИЙ |
УВЕЧЬЕ | УВЕЧИЙ |
УЩЕЛЬЕ | УЩЕЛИЙ |
7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
БАРЖИ | БАРЖ |
БАСНЯ | БАСЕН |
БАШНЯ | БАШЕН |
БРЫЗГИ | БРЫЗГ |
ВАФЛЯ | ВАФЕЛЬ |
ДЕЛО | много ДЕЛ |
КОПНА | КОПЁН или КОПН |
КОЧЕРГА | КОЧЕРЁГ |
КУХНЯ | КУХОНЬ |
МАКАРОНЫ | МАКАРОН |
МАНЖЕТА | МАНЖЕТ |
НЯНЯ | НЯНЬ |
ПЕТЛЯ | ПЕТЕЛЬ |
САБЛЯ | САБЕЛЬ |
СЕРЬГА | СЕРЁГ |
СПЛЕТНЯ | СПЛЕТЕН |
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ |
ЦАПЛЯ | ЦАПЕЛЬ |
ШПРОТЫ | ШПРОТ |
ЯБЛОНЯ | ЯБЛОНЬ |
11. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:
БРОНХИ | БРОНХОВ |
ГЕОРГИНЫ | ГЕОРГИНОВ |
ДЕБАТЫ | ДЕБАТОВ |
ЗАМОРОЗКИ | ЗАМОРОЗКОВ |
КОНСЕРВЫ | КОНСЕРВОВ |
НЕРВЫ | НЕРВОВ |
Примечание:
Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных.
Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.
Что такое родительный падеж множественного числа существительных?
Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего? , выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.
Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных : яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.
Образование форм родительного падежа множественного числа
Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.
Трудные случаи образования форм
При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно подбирая падежное окончание.
Нулевое окончание во множественном числе Р. п. имеют существительные:
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
- Обозначающие парные предметы (преимущественно одежда и обувь). Примеры: рук, ботинок, сапог, чулок, штанин (но носков, рельсов );
- Названия крупных воинских групп, родов войск. Примеры: в значении собирательного существительного – (отряд) солдат, гусар, улан, кадет, партизан, гардемарин ; но в значении отдельных лиц – (трех) гардемаринов, гусаров, кадетов ;
- Названия некоторых национальностей преимущественно с основой на -н, -р . Примеры: цыган, осетин, туркмен, болгар, хазар и др.;
- Названия некоторых единиц измерения. Примеры: аршин, вольт, ватт, ньютон, герц и др. (но каратов – карат, граммов – грамм, омов – ом, микронов – микрон и др.);
- Слова с основой на -ца . Примеры: сердец, колец, блюдец, щупалец.
Окончания -ов (-ев) в Р. п. множ. числа имеют существительные:
апельсинов, помидоров, абрикосов, мандаринов, бананов, баклажанов, томатов, джинсов, консервов, комментариев, носков, рельсов
A также некоторые названия национальностей.
1. Граммы/килограммы. Самый болезненный вопрос, связанный с множественным числом. В журналистском коллективе вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно (как и кофе среднего рода) допустимы в разговорной речи. В академической «Грамматике русского языка» 1952 (!) года форма «грамм/килограмм» вообще указывается в качестве единственной формы. Так что грамм сто колбаски можете просить смело. Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму.
Но вот в выражении «фронтовые сто грамм» ни при каких обстоятельствах менять ничего не надо — это устойчивое сочетание.
2. Грузины, осетины, турки.
Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов».
Запомните и вариант «турок». «Нет турков» — неправильно.
3. Носки/чулки. Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.
4. Оладьи. Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.
5. Помидоры/апельсины/макароны. С наименованиями еды вообще много проблем. Положить макаронов или макарон? Нарезать апельсин или апельсинов? Кинуть тухлых помидоров или помидор?
С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.
С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!
Кстати, есть названия овощей и фруктов, у которых нулевое окончание считается недопустимым даже в устной речи. Нельзя, например, «взвесить полкило банан», но вот «пару кило баклажан» — можно.
6. Туфли и ясли. Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма — «нет тУфель», с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый. Хотя некоторые — как допустимый в разговорной речи.
Справочная служба портала «Грамота.ру» рекомендует использовать только один вариант: тУфель. Единственное число — тУфля.
А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог.
Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» — и вам все станет ясно.
7. Солдаты/погоны. Помните младшего лейтенанта из песни Ирины Аллегровой? «Только две звезды упали на его погон…» А вот если бы они упали не НА, а С? С погон или с погонов?
Тут надо вспомнить «принцип национальности», он тут работает точно так же. Грузин — осетин — погон.
Кстати, то же правило распространяется и на слово «солдаты». Верный вариант: «нет солдат».
8. Рельсы. Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов».
Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».
Правда, в разговорной речи вариант «сошел с рельс» допустим.
9. Караты. Когда речь идет о драгоценностях, словари допускают послабления. Можно и «карат», и «каратов». Носите на здоровье!
10. Донья, простыни, кочерги. Последний пункт посвятим особо трудным случаям. Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг.
Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».
Простыня — простЫнь.
Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.
Вопрос без ответа
Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?
- К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа:
- директоры или директора, клапаны или клапана?
- и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных:
- пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?
- Директор, -а, мн. -а, -ов.
- директор а .
- Слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей.
- Правильные формы им. п. мн. ч. – слесар и и слесар я.
- Крем, -а и –ы.
Правильная форма им. п. мн. ч. – крем ы
- Формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря.
- В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов.
- Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей:
- бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки);
- век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков),
- глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка.
- Формы на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).
Мн. число существительных среднего рода.
- Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударное окончание мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки, брюхи).
- Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.:
- (войска и облака.)
- Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): (болота, поля, моря, окна.)
- Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
- Формы существительных могут различаться по стилистической окраске:
- борта и устар. борты ; дома и устар . домы ; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. с орты ; тома и устар. томы , а также громы и поэт. г рома.
- Формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми:
- Примеры:
- года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы),
- цеха и цехи (на предприятии),
- шторма и штормы .
- Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети ,
- человек - люди,
- дно - донья и некоторых других.
- Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный, например:
- апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок,
- характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа : апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д.
- Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:
- Пример:
- один чулок - нет чулок
- один осетин - пятеро осетин
- один грамм - пять граммов и пять грамм
- Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям , преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении:
- туркмены - туркмен
- гардемарины - гардемаринов и гардемарин партизаны - партизан
- солдаты - солдат
- сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.
- Названия парных предметов:
- Примеры:
- ботинки - ботинок
- глаза - глаз
- манжеты - манжет
- погоны - погон
- чулки - чулок
- эполеты - эполет
- сапоги - сапог.
- Названия мер и единиц измерения:
- Пример:
- 220 вольт,
- 1000 ватт,
- 5 ампер,
- 500 гигабайт
- Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный
- Пример:
- апельсин, баклажан, помидор, мандарин ,
- в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов :
- пять апельсинов, килограмм баклажанов ,
- Новый год без мандаринов , салат из помидоров.
- Пример:
- мечта
- мольба
- башка